Да, конечно 90% гитар названы именем своих создателей, но ни один человек не внес столько вклада в гитаростроение, точнее в создание цельнокорпусных гитар, сколько Лео Фендер. Первым его детищем в этой области была компания Fender, но еще при жизни он ее продал и после основал еще не одну, не менее популярных компаний, производящих очень качественные инструменты. Как и все великие люди, которые добились многого благодаря своему усердию и таланту, Лео родился в бедной семье торговца овощами и фруктами. Часть детства они жили в сарае, т.к. не могли снять нормальное жилье.
В юности, изучив бухгалтерское дело, Лео работал счетоводом в бухгалтерии управления дорогами штата, но все его мысли были об электронике. Уже в 20 лет он собирал усилители и громкоговорители, которые использовали на танцах, религиозных собраниях и спортивных соревнованиях штата. Из-за «великой депрессии», Лео теряет работу и как следствие, примерно в 1939 году он открывает мастерскую по ремонту радиоприемников и граммофонов. К тому времени Лео знакомится со многими музыкантами местного масштаба, и даже с профессиональным скрипачом Доком Кауфманом, который работал над дизайном электрогитар Рикенбакер. Резульатом их совместной работы стало основание компании K&F (Kauffman & Fender), которая занималась производством электрических стальных наколенных гитар и маленьких усилителей. Деньги для основания компании (около 5 тыс. долларов) они выручили благодаря изобретению нового принципа для автоматического переворачивания пластинок на проигрывателе. Надо сказать, что большую роль в успехе Лео Фендера сыграли знакомства с людьми, которым суждено было стать частью команды и сыграть большую роль в его жизни. Дон Рэндалл — генеральный менеджер компании Radio-Tel, которая стала эксклюзивным дистрибьютором продукции K&F. Дейл Хайатт — руководил деятельностью радиомастерской в 1947-1948 гг., позже он станет одним из ключевых членов отдела продаж. Лаймон Рейс и Карл Олмстед, оставив гос. службу решили основать свою инструментальную компанию в Фуллертоне. Они решили производить специализированные инструменты и прессы для штамповки металлических изделий. Это было в 1947 году, как раз тогда, когда предприятие Лео достигло тех масштабов, когда дальнейший процесс без штамповки был немыслим. До этого все комплектующие для гитар изготавливались вручную из металлических болванок. А одинаковых и идентичных деталей требовалось множество. Последующие 30 лет компания Рейса и Олмстеда , накапливая опыт, производила и совершенствовала большинство деталей для Фендер. Стальные наколенные электрогитары продавались с относительным успехом среди местных музыкантов, так что Лео опять начал подумывать о производстве цельнокорпусных электрогитар. В начале 30-х Рикенбекер, Гибсон, Эпифоун и Нэшнл уже выпускали «обычные испанские» гитары с полым корпусом и выпуклым верхом, со встроенными электрическими звукоснимателями и панелью управления. Но эти инструменты звучали недостаточно громко, как того уже начала требовать музыкальная индустрия тех времен. Другие инструменты звучали громче, а музыкантам хотелось своими гитарами произвести впечатление на публику. В те годы уже многие производители задумывались о гитарах с цельным корпусом. Это могло бы помочь погасить эхо на усилителях, которое существовало при игре на полых гитарах, а также помочь точному звукоизвлечению, сохраняя точное звучание струн. И начался бум гитаростроения….все великие умы Америки трудились над этими вопросами. В середине 30-х Рикенбакер создает электрогитару с относительно цельным корпусом, в 1940 Лес Пол собрал свою испытательную модель электрогитары, Пол Бигсби работал в своей маленькой мастерской по ремонту мотоциклов и увлекшись, собрал гитары с педалями и вибрато. В 1948 году он изготовил историческую гитару для Мерла Тревиса со сплошной шейкой и полыми крыльями. Возможно это оказало влияние на дизайн первых гитар Фендера. По словам Джорджа Фуллертона, они с Лео были знакомы с Полом Бигсби и видели как Тревис играет на гитаре, изготовленном Бигсби. Но возможно, что Лео и Бигсби одновременно трудились над чем то подобным…..ведь такое уже бывало в истории….когда двое независимо друг от друга, а порой и на разных концах света изобретали одно и тоже…
Спустя пару лет Лео создает гитару, которая сейчас называется Fender Telecaster — первую в мире цельнокорпусную электрогитару, поставленную на поток. Изначально она называлась Esquire, потом была переименована в Бродкастер, но после того как «Гретш» заявил о своем юридическом праве на это название, сначала «Фендер» удалили название с головы грифа (что дало еще одно название гитаре «Ноукастер») а затем в 1951 г появляется название «Телекастер». И заметьте, эта гитара столь же популярна на сегодняшний день! Как у музыкантов, так и у гитаростроителей, особенно начинающих. (Мне кажется, сегодня все мастера начинают свой путь с изготовления Телека, как наиболее простого в изготовлении инструмента). Кстати с этой гитарой все было не так уж и просто. Она была простой, грубоватой отчасти и неброской — она опережала свое время! Что сыграло не в пользу гитары. Отделу продаж было очень сложно убедить потенциальных клиентов купить эту гитару. Дон Рендалл в 1950 году взял гитару на ярмарку инструментов в Чикаго и был ошеломлен, когда конкуренты начали высмеивать инструмент, сравнивая ее с веслом… Эсквайер с цельным корпусом имел один звукосниматель на бридже и не имел анкера грифа, затем появился второй звукосниматель, потом в гитару с одним звукоснимателем был добавлен анкерный стержень. Второй звукосниматель и анкер появились лишь на модели, которую переименовали в Бродкастер. А когда было окончательно утверждено название «Телекастер» и цена в 189,5$ (апрель 1951 года) , то это модель уже была поставлена на поток, и тут не было место ручному изготовлению деталей из кусков дерева. Все обрело практичность и функциональность! производство стало простым и безостановочным, а гитара приобрела своё характерное звучание — чистый и резкий звук! С распространением информации о Телекастере, дистрибьюторам становится легче его продавать и бизнес Фендера набирает обороты. Конец первой части…..
Спасибо за интересную статью! Я узнал много нового. Хотелось бы, почитать продолжение..