Нитроцеллюлоза и ее роль в гитаростроении

Нитроцеллюлоза и ее роль в гитаростроении

Слышали знаменитое выражение Генри Форда о цвете автомобиля…: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный»… На самом деле все обстояло немного иначе….

Просто Генри Форд однажды заметил, что клиенты могут заказать модель — Т в любом цвете, который они хотят, пока они видят черный. Причина заключалась в  лаке «Japan Black«, который  был одним из немногих широко доступных покрытий для металла, доступных в то время, и его быстросохнущие характеристики были незаменимы на сборочном конвейере Ford.

Это изменилось с развитием нитроцеллюлозного лака в начале 1920-х гг. Новый лак высыхал еще быстрее, и его можно было наносить с помощью распылителей. Была открыта бесконечная цветовая палитра. Нитроцеллюлоза была быстро принята автомобильной промышленностью и оставалась фаворитом до конца 1950-х.

Производители мебели и музыкальных инструментов также переключились на нитроцеллюлозный лак, и, в основном, его называли просто «лак». Почти все коллекционные акустические и электрические гитары, сделанные до середины 1960-х годов, покинули завод с отделкой нитроцеллюлозным лаком.

Так что это?

Целлюлоза — это органическое соединение, состоящее из углерода, водорода и кислорода. Найденный в клеточных стенках растений и водорослей, это самый распространенный органический полимер на земле. Человеческое тело использует целлюлозу в качестве пищевого волокна, а продукты, полученные из целлюлозы, используются в фотографии, одежде и взрывчатых веществах с середины 19-го века. В 1862 году Александр Паркес обработал целлюлозу азотной кислотой и растворителем для создания первого искусственного пластика-нитроцеллюлозы. Этот процесс практически идентичен способу получения тринитротолуола (он же тротил или динамит), что не может не быть связано с желанием властей ограничить его использование в промышленности.

Сотрудник DuPont по имени Эдмунд Флаэрти изобрел нитроцеллюлозный лак в 1921 году. Нитроцеллюлоза растворяется в растворителе, который может содержать нафту, ксилол, толуол, ацетон, различные кетоны и пластифицирующие материалы, повышающие прочность и гибкость. Полученная жидкость может быть распылена, и чрезвычайно летучий растворитель-разбавитель испаряется почти сразу, оставляя после себя слой твердых нитроцеллюлозных частиц.

При нанесении последующих слоев разбавители расплавляют поверхность предыдущего слоя, позволяя свежему слою соединиться с ним. В этом смысле нитроцеллюлозный лак очень похож на шеллак, который является еще одним природным полимерным лаком с еще более длинной историей. Однако нитроцеллюлозный лак является более жестким и устойчивым к царапинам. Нитроцеллюлозный лак также очень хорошо впитывает пигменты и красители, и его можно шлифовать и полировать до зеркального блеска.

Свою популярность для отделки инструментов нитроцеллюлозный лак получил благодаря глубине блеску, а также своей способности защитить древесину без блокировки резонанса и предполагаемой способности «давать дышать».  Он также позволяет выполнять частичный каплевидный ремонт сколов и полировать поверхностные царапины.

Однако нитроцеллюлозный лак высыхает медленнее по сравнению с современной отделкой, и достижение с его помощью качественных результатов требует гораздо больших затрат времени и труда. Кроме того, химические вещества, содержащиеся в лаке, опасны для здоровья и окружающей среды, а также, поскольку он легко воспламеняется — опасно хранить нитроцеллюлозный лак в больших количествах.

Пластификаторы

Слово «пластификатор» устанавливает тревожные звоночки для нитроцеллюлозных штампов.

Пластификаторы не пластиковые. «Пластичность» определяется как способность необратимо деформироваться без разрушения.

Таким образом, пластификаторы — это растворители, которые медленно испаряются в течение нескольких лет, чтобы нитроцеллюлоза не становилась слишком хрупкой. Они не превращают нитроцеллюлозу в «пластиковую отделку», потому что нитроцеллюлоза, в конце концов, является типом пластика. Понятно, что производители красок и гитары хотели, чтобы их отделка выглядела хорошо как можно дольше. Пластификаторы делают нитроцеллюлозу более прочной и менее склонной к сколам, поэтому неудивительно, что их применение получило широкое распространение. Даже в 50-х и 60-х годах лак имел пластификаторы.

Формулировки “они не делают их, как раньше” — это трюизм общего назначения, который часто применяется к нитроцеллюлозному лаку, и две вещи несомненны.                                                           

Во-первых, все крупные гитарные компании в 50-е и 60-е годы использовали лаки разных производителей, и их рецептуры немного отличались.

Во-вторых, баланс ингредиентов, используемых в современном нитроцеллюлозном лаке, существенно изменился по сравнению с тем, что было раньше.

Старый лак был замечен как имеющий определенные нежелательные черты. Он имел тенденцию желтеть с воздействием ультрафиолетового света; цветные пигменты часто исчезали; колебания температуры вызывали растрескивание, а иногда лак начинал отслаиваться от деки.

За годы производители «исправили» присущие этому «лаку» проблемы, он больше не желтеет и не трескается с возрастом.

Многие люди думают, что старый нитро постарел со временем и, да, это правда, как правило, старый материал легко трескается, новые отделки мягче, что защищает их от сколов и царапин. Что касается толщины, то лак вечно испаряется, поэтому со временем он становится все тоньше и тоньше.

Старые отделки были гораздо толще. Не все изменения были сделаны для повышения долговечности лака. Управление по охране труда и гигиене труда в США  заставило производителей отделки изменить свои формулы на протяжении многих лет. В то время как новые формулы могут быть менее токсичными, в большинстве случаев они просто не производят тот же внешний вид или тональные свойства, как и предыдущие формулы.

 Хотя подавляющее большинство старинных гитар покрыты нитроцеллюлозой, у некоторых были отделки, которые были частью нитро и частью акрила, нитро и полиэстера или даже комбинацией всех трех.

Около 1963 года Fender начал использовать прозрачный полиэфирный герметик под названием Fullerplast. После окрашивания в желтый цвет их погружали в Фуллерпласт, который быстро высыхал, образуя плоское покрытие для распыления нитроцеллюлозы сверху. Отпала необходимость в заполнении пор  и означало, что дорогостоящий нитро может быть распылен тоньше,   поэтому Fullerplast сэкономил время и деньги Fender.

Вы должны иметь в виду, что распыление нитроцеллюлозного лака подвергает вас воздействию некоторых действительно неприятных токсинов. В идеале, вы должны настроить стенд с надлежащим вытяжным вентилятором, или «водопад», если вы планируете красить много и часто. Также важно носить дыхательную маску.

Распыление нитроцеллюлозы без хорошей вытяжки создает огромное количество пыли и тумана. Опрыскивание на открытом воздухе в сухие дни, когда мало или нет ветра, идеально, но возможности такой нет в Москве, где я живу.

Покраска гитары является увлекательным процессом, и с практикой и терпением, вы можете достичь результатов, которые будут конкурировать с профессионалами.

Я сегодня пользуюсь акриловыми лаками и красками, а также полиэфирными грунтами и лаками.

Не стоит расстраиваться при первых неудачах…а они точно будут! У меня то точно были и отчасти продолжаются и сейчас. Но с каждым разом я замечаю, что я больше понимаю в этом процессе и начинаю получать удовольствие от результата. С опытом приходит желание поэкспериментировать красками, лаками, грунтами и их комбинациями….

И если вы облажались, то не стоит кусать локти, вы всегда можете перекрасить свою гитару!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *